20 августа 2007 года на поезде № 80, Берещино-Москва в 19.35 мы отправились в наше паломническое путешествие…  В пять часов утра, 21 августа мы прибыли на станцию "Сатис". Всю дорогу очень переживали: «Не проспать бы…». Завели будильники в мобильных телефонах на 4.00 утра, но проснулись на удивление легко и без всяких будильников.

Сатис – посёлок городского типа в Первомайском районе Нижегородской области России. Население  1,7 тыс. чел. (2005). Расположен на реке Сатис (бассейн Оки), в 183 км к югу от Нижнего Новгорода, в 20 км к северу от районного центра — города Первомайск. Железнодорожная станция на ветке от станции Шатки на линии Нижний Новгород — Саранск.  Статус посёлка городского типа — с 1958 года. Удивительный рассказ  есть в Интернете связанный с п. Сатис[1].

 

На станции Сатис все паломники собрались возле домика станционного смотрителя. Наш гид-экскурсовод – Татьяна от паломнической службы "Радонеж" рассказала о расписании нашего первого дня путешествия и т.д. Экскурсионный автобус задерживался. В последствии оказалось, что это не так, он просто стоял на другой стороне железнодорожного полотна...

 

И вот мы в автобусе едем по славной Нижегородской земле от п. Сатис наш путь лежит в Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Примерно час нам отвели на то чтобы мы пришли в себя после душного поезда... Автобус комфортабельный с кондиционером, но спать никому все равно не хотелось. Свежий воздух, насыщенный кислородом, благоухающий  разнотравьем кружил голову…, а чувство радости оттого, что ты ступил на Благословенную землю, переполняло радостью сердце... Да разве ж можно спать в такое время...

Дорога почти все время шла лесом... Водитель сам из Сарова – добрый верующий человек с любовью и осторожностью объехал какого-то смешного коричнево-каштанового зверька перебегавшего путь нашему автобусу. А потом и вовсе случилось чудесное зрелище – мы встретили лошадиную семью... Маленький жеребенок стоял посреди дороги, смешно расставив свои тонкие ножки, а его родители, услышав шум приближающего автобуса, устремились к нему с двух сторон, и своими телами обступив свое ненаглядное чадо, стали уводить его в лес... Водитель потихоньку объехал их, чтобы не спугнуть малыша...

По пути следования нам встречались белоснежные церкви, построенные в готическом стиле... Во времена безбожного периода гонения, лишь малая часть церквей и храмов уцелела.

Экскурсовод рассказывала нам о славном роде Ушаковых… Их имение, находилось неподалеку от Санаксарского монастыря, где провел свои детские и отроческие годы будущий адмирал. Всю свою жизнь он посвятил морю и заботам о могуществе Российского флота. На склоне  лет он вернулся в родные его сердцу места… Любил часто бывать в близлежащем Санаксарском монастыре, где по завещанию и был похоронен.

Три имени связаны с Санаксарским монастырём: Иван Игнатьевич Ушаков – отец Фёдор, игумен монастыря в XVIII веке – причисленный к лику святых, Филарет Билинин, зодчий и живописец, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков.[2] 

 

Слушая экскурсовода, мы весьма живо представляли себе, как совсем еще юный Иоанн шел от своего имения в селе Алексеевка на богомолье в монастырь... Мы же проделали этот путь по-современному, на автобусе…

 

Расположен монастырь на границе Нижегородской области и Мордовии среди вековых лесов. Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей - богатые разнотравьем пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века. "Словарь географический Российского государства", изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь "есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению". [3]

 

 

Хотелось бы рассказать еще об одном подвижнике Божьем, чьё имя так же неразрывно связано с Санаксарским монастырем. Это Преподобноисповедник Александр.

Игумен Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) был последним перед разгромом обители настоятелем Санаксарского монастыря, здесь начал он и свой исповеднический путь. Постановлением Священного Синода о канонизации Новомучеников и Исповедников на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года архимандрит Александр (Уродов; 1882-14 августа 1961) был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

 

Приобрести книгу «Житие преподобноисповедника Александра можно здесь.

Почитать краткое житие: http://co6op.narod.ru/kiril/htm/k19.html
http://troica-vp.narod.ru/AlexSanax.html


Прибыв в Санаксарский монастырь мы поспешили к утренней службе, подали записочки о родных и близких…, купили иконы, буклеты и книги с житиями Санаксарских Святых… Для себя и своих близких купили фотографии духовника Рождество - Богородичного Санаксарского мужского монастыря старца схиигумена Иеронима.[4]

 

 Многие поисповедовались, и мы в том числе… Службы в монастыре длительные, а в Санаксарском монастыре особенные, хор поет просто изумительно. Нам грешным конечно трудно было выстоять службу, и мы в основном сидели, вставая только в самые важные моменты Богослужения. Муж мой оказался более сильным в отличие от нас с сестрою. Помоги ему Господь!

По окончании службы все приложились к кресту и получили общее благословление от настоятеля монастыря. Поклонились святым мощам преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора.

 

По желанию многие пошли на трапезу. В монастыре очень вкусный, постный хлеб – словно пряник, мы привезли его домой, чтобы и близкие могли покушать... Гуляя по монастырю и его окрестностям, мы  сделали много интересных фотографий на память.

Посмотреть альбом с фотографиями можно здесь.

 

 

 

 

Читать дальше

Вернуться в содержание



[1] Этот удивительный случай произошел в конце лета 1996 года. Даже многие жители Дивеевского района не знают, что в настоящее время есть два огромных камня батюшки Серафима, которые исцеляют людей. Тот камень, на котором он молился тысячу дней и ночей, после его смерти был разбит на мелкие кусочки. Эти кусочки святого камня, исцелявшие тысячи людей, развезли во все стороны земли, и они лечили и лечат до сих пор болящих.

Но речь идет не о том камне, а о двух других. Незадолго до своей кончины Преподобный принес два небольших камня, положил их в разных местах и сказал, что эти камни будут расти и лечить людей. И потянулся народ к святым целебным камням, и начались исцеления. Чудо не только во многих исцелениях, диво чудное в том, что величина камней заметно из года в год увеличивалась. Один из этих камней находится в лесу, в 7 км от села Глухово.

Мы на легковой машине приехали в Глухово утром. Оказалось, что мало кто из местных жителей знает о святом камне. Мы нашли проводника и двинулись в путь. Эти 7 км преодолевали часов пять. Для меня все это было обычным делом. В святые места не так просто попасть. Враг ставит на нашем пути всякие видимые и невидимые ловушки и препятствия.

Вот и здесь, на этой короткой дороге, наш "жигуленок" с трудом пробивался через пески, а потом по бездорожью. К концу пути машина села на брюхо, зарывшись колесами в песок. Можно было подумать, что мы попали в Сахару. Лопаты у нас не было. Мы руками выгребали песок из-под машины и все же прорвались к заветному камню. Теперь это не просто камень, а огромная каменная глыба, на которую могут лечь сразу несколько человек. Глыба эта вросла в землю на большую глубину. Видимо, батюшка Серафим предусмотрел и то, чтобы никто не унес этот камень.

У камня стоит массивный деревянный крест высотой более 4 метров с иконами Богородицы и преподобного Серафима. На камне лежали разные овощи и фрукты, которые оставили предыдущие посетители для нас. А мы должны были оставить что-либо для следующих за нами. Все, что хоть немножко полежало на камне, становилось целебным. Святое место огорожено изгородью, на камне много воска от свечей. После молитв мы поочередно припали к батюшкиному камню. Каждый из нас ложился лицом вниз на камень с раскинутыми руками, обнимая ладонями святыню. И каждый из нас ощутил облегчение, чудесное очищение. И радовались мы, и смеялись, и плакали. А на обратном пути Господь послал нам верующую женщину, которая показала нам лучшую дорогу, по которой мы быстро добрались до Глухова, а затем по асфальту - до Дивеева. Второй же камень Преподобного находится где-то недалеко от Первомайского Сатиса. Его еще предстоит нам разыскать. Сейчас недалеко от заветного камня растет скит. А на самом камне в августе 1998 года началось строительство храма. http://profi-rus.by.ru/pravoslavie/chudesa_p_v/I_chudesa.htm

 

      [2]    Жития почитать можно здесь:

      http://www.sanaksar.ru/shrine_01.html

      http://www.sanaksar.ru/shrine.html

 

     [3]   Подробнее о монастыре можно почитать на сайте:
       http://www.sanaksar.ru/index.html  

 

     [4]   Прочитать о батюшке можно здесь:

     http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=32&article=6457

Сайт управляется системой uCoz