Княже-Владимирский женский монастырь.
Троицкая церковь.
Ленинский район, село Филимонки.
Усадьба Филимонки была расположена на реке Ликове
близ старой Калужской дороги. Село в начале ХVII в. принадлежало князю Ивану
Щербатову, с
Позднее селом
владел Лачинов. В XIX в. Филимонки принадлежали семейству князей Четвертинских,
состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени.
Князь Борис Антонович Святополк-Четвертинский купил усадьбу в 1820-е г.г. Он
принадлежал к древнему роду, завоевавшему православие трагической ценой: при
смуте в Польше в
фото - www.deryabino.ru
Она ничего не
боялась, первой из женщин летала на воздушном шаре, в присутствии чинов штаба и
гостей дала пощёчину всесильному Потёмкину, вздумавшему её поцеловать. Её муж,
полковник Ф.С. Гагарин, был убит во время польского восстания
У Святополк-Четвертинских было три сына и шесть
дочерей. Старшая, Надежда (1812-1909), вышла замуж за князя А.И. Трубецкого,
Прасковья (1818-1899) - за князя С.А. Щербатова (их дочь Прасковья Сергеевна
стала графиней Уваровой), Наталья (1820-?) - за князя Д.Ф. Шаховского,
Елизавета (? - 1869) - за барона А.Г. Розена, Владимир (1824-1859) был женат на
графине О.Н. Гурьевой. Остальные дети - Фёдор (1814-1831), Борис (1811-1862),
Мария (?-1877), Вера (1826-1894) - в браке не состояли. Родной сестрой Н.Ф.
Четвертинской была хозяйка с. Остафьево, жена П.А. Вяземского Вера Фёдоровна. В
письмах к жене и друзьям, в записных книжках и воспоминаниях П.А. Вяземского
постоянно упоминаются Четвертинские, обе семьи неоднократно бывали друг у
друга: 1 июня 1824г. Сегодня ездил я из Остафьева с Машенькою и Пашенькою (дети
Вяземских) обедать к Четвертинским и от них отправился в Москву, а дети ещё
остались там", "26 июня. Дети пока у Четвертинских, т.е. трое, а
Петруша в Остафьеве… Послезавтра поеду за детьми к Четвертинским. Петров день
проведём в Остафьеве". То есть дети Вяземских и Четвертинских росли вместе,
проводя в Филимонках время под наблюдением Надежды Фёдоровны. К ним любили
присоединяться и Ладомирские (младшая сестра Н.Ф. Четвертинской Софья была
замужем за В.Н. Ладомирским). Из записной книжки П.А. Вяземского за 1830г.:
"Остафьево, 3 октября. Мы с женою ездили к Четвертинским и на Калужской
дороге встретили мужиков, возвращающихся из Москвы; они кричали нам: мор".
Это был период холеры в Москве. Подобно тому, как Вяземские
"пересидели" время эпидемии в Остафьеве, Четвертинские находились в
Филимонках. " Будучи с дочерью Надеждой в горах Швейцарии, П.А. Вяземский
в ноябре 1834г. записал: "Когда мы совершали своё облачное путешествие,
Наденька сказала: "Четвертинские, может быть, видят нас теперь, если
смотрят на небо". Общение близких людей происходило так часто, что мысли о
них возникали постоянно. Есть много свидетельств и о пребывании Четвертинских в
Остафьеве. Одно из ранних относится к 12 июля
Колокольня
эта скрывает собою церковь, в нижнем приделе коей помещается семейный склеп
князей Четвертинских". Под церковью похоронен князь Борис Антонович
Святополк-Четвертинский (1781-1865). Владимир Борисович не успел завершить
храм, скончавшись в
Троицкий храм сильно
пострадал: разрушены купол, алтарь, северная и южная стены, начали разбирать и
колончатый пояс арок, вероятно несших на себе свод. В подклете расположились
склад и столярная мастерская дома инвалидов. Второй храм монастыря,
трёхпрестольный, Успения Пресвятой Богородицы, построен в начале 1900-х г.г. по
проекту архитектора Троице-Сергиевой Лавры Александра Афанасьевича Латкова
(1859-1949). Он закрыт в советское время, разрушено пятиглавие и прорезаны
новые окна. Все деревянные постройки монастыря уничтожены, сохранился каменный
корпус келий. В
http://www.hramvidnoe.ru/htmls/level2/filimonki/struct_right.shtm
http://r-oc.1gb.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=350
Из книги
о схимонахини Серафимы (Ушаковой)
«Невеста Христова»
19 июля 1875 года в Кашине[i] в
благочестивой семье Илии и Марии Ушаковых, родилась дочь. Девочку во святом Крещении нарекли Софьей в честь святой
мученицы Софии.[ii] Девушка была хороша
собой, высокая и стройная, знатного рода. Родители прочили дочери блестящее
будущее, хорошее образование и выгодное замужество. Незадолго до свадьбы,
обращаясь к родителям с просьбой об отсрочке решения на одну ночь, она сказала:
«Я из послушания родительского не пойду, но дайте мне одну ночь на раздумье.
Хочу положить жребий,[iii] и
что мне выпадет – замужество или монастырь – так тому и быть». Всю ночь она
провела в молитвенном предстоянии, после чего полностью полагаясь
на волю Божию, в присутствии родителей, вытянула записочку, и со смирением
протянула ее отцу: «Папа, посмотрите сами, прочитайте…»
По промыслу Божьему девушке суждено было стать невестой Христовой. Родители смирились с Божией волей. Стали собираться в дорогу, и рано утром Софья Ильинична (будущая схимонахиня Серафима) в сопровождении родительницы покинула отчий дом, направившись в Филимоновский Княже-Владимирский женский монастырь.
Монастырь был основан в честь чудесного избавления от гибели императора Александра III и его семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 года. Он был построен по образцу Черниговско-Гефсиманского скита: с подземной усыпальницей, верхним и нижним храмами (Троицким и преп. Сергия Радонежского). Его первой игуменьей стала княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская. По скорой блаженной кончине Веры Борисовны, указом от 18 июня 1893 года, была назначена новая игуменья – Анастасия, монахиня Казанской Головинской обители. К ней, по всей видимости, и попала для беседы юная просительница. Глядя на знатную красавицу, игуменья поначалу высказала сомнение: «Сможешь ли в послушании – у нас трудно…», но девушка была тверда в своем намерении посвятить жизнь Богу. Благословив дочь на монашескую жизнь, мать вернулась домой.
В обители девушку приняли с любовью, дали послушание – приносить воду из колодца,[iv] расположенного в низине, к кельям. Пять лет София носила на коромысле в гору тяжёлые ведра с водой, и когда уже не смогла справляться с тяжестью по причине нездоровья (ноги ослабели и почти не слушались ее), ей поручили сбор и заготовку на зиму грибов. В течение пяти лет она со смирением несла это и другие послушания. Есть так же сведения о том, что матушка была регентом монастырского хора.
Первое время «кандидатке в послушницы» полагалось не только выстаивать многочасовые монастырские службы, вычитывать келейно молитвенное правило, но и со смирением нести бремя тяжелых послушаний. Если по истечении испытательного срока желание отречься от мира и всем сердцем служить единому Господу было по-прежнему неизменно, то, как правило, после многолетнего искуса, её постригали в рясофор, а затем в мантию. София же по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости переносила все с любовью и великим терпением, памятуя о том, что цель истиной христианской жизни состоит в стяжении Духа Святого Божиего,[v] а смирение[vi] есть основа всех добродетелей,[vii] без которого невозможно спасение, тем более в монастыре. По прошествии многих лет тяжелого труда на послушаниях, она заболела и слегла в постель, с которой уже более не встала…
К сожалению, нам неизвестно, когда и с каким именем София приняла постриг, когда Господь сподобил её дать монашеские обеты…
Однажды зимой её, тяжело больную, без сознания, сестры повезли на санях к врачу. По дороге разыгралась сильная метель. Сани встряхнуло и больная выпала из них... Сестры спохватились не сразу, и только после долгих поисков, матушку нашли занесенную снегом и сильно обмороженную. (С тех пор ноги и руки страдалицы сделались скрюченными, а тело покрылось язвами).
Божия избранница только чудом тогда осталась жива. Вероятно, именно после этого случая и состоялся постриг в схиму, а небесным покровителем подвижницы стал преподобный Серафим Саровский.
Люблю тебя, мой крест, - ты символ
искупленья,
Хвалюсь тобой в скорбях, ты в них отрада мне;
Хвалюсь тобой, мой крест, в тебе мое спасенье,
И в мой последний час мне помощь на кресте!
(Игумения Таисия Леушинская)
Начались страшные гонения на Церковь. В ноябре 1928 года монастырь закрыли, пришли красноармейцы, монахинь и послушниц выгнали из Святой обители. Сестры разбрелись кто куда, некоторые нашли приют в близлежащих селах. В монастыре осталась только схимонахиня Серафима…
В холодный ноябрьский день бедную страдалицу, лежащую недвижимо на железной кровати, представители власти вынесли за ограду монастыря в березовую рощу. Схимонахиня Серафима пролежала под открытым небом всю ночь, пока сердобольная отроковица Мария (будущая келейница старицы) не нашла её.
После чего побежала к своей тете Аполлинарии, которая жила в деревне Филимонки, неподалеку от монастыря и стала умолять приютить у себя матушку:
– Тетушка, возьми ее…, – упрашивала девочка.
– Да куда же мы возьмем ее? Чем кормить-то будем?, - возразила та, но Мария продолжала упрашивать ее:
– Отгородим ширмочкой, поставим кровать прямо у входа. Я в няньки пойду. Продукты приносить стану.
С Божией помощью тетя согласилась взять страдалицу к себе. Схимонахиня успокаивала девочку, говорила:
– Не волнуйся Мария, все будет хорошо...
«Матушка Аполлинария жила в небольшом домике в деревне Филимонки,[viii] неподалеку от монастыря», – вспоминает Анна Петровна Виноградова (Москва). Ходила всегда в черной монашеской одежде. Хорошо знала и раньше будущую схимонахиню Серафиму, та не раз заходила к ней с поручениями от монастыря. Она была странноприимна, многие у нее останавливались на ночлег. Вместе с нею мы ходили на могилки старинных насельниц монастыря, она ухаживала за ними. Как сложилась ее дальнейшая судьба – мне не известно. Время тяжелое было».
[i] Вероятно, имеется ввиду г. Кашин
(Тверской области). В этом случае склонение допустимо. У с. Кашино
(Волоколамского р-на, Московской области), в название склонение не допустимо.
Утверждать же с полной уверенностью город или село является точным местом
рождения будущей схим. Серафимы, не берусь. Так как свидетелей тех событий
давно уже нет в живых, и сие ведомо только Богу.
[iii] Упоминание о жребии
есть в житие Преподобного Кукши Нового. Он благословлял класть жребий: «Когда
не знаешь, как в жизни поступить, положи жребий: напиши две записочки («сделать
так-то» и «не делать так-то»), скатай каждую в трубочку, положи под икону и
прочитай акафист Матери Божией, а потом вынимай, не глядя, любую записку. Что в
ней написано, то и выполняй. Но смотри, если положишь, да не выполнишь (!..)»,
— и о. Кукша строго погрозил пальцем. Источник: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=137
[v] Из беседы преподобного Серафима Саровского
о цели христианской жизни: Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое
Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа
Божиего…
[vi] Слово "смирение" имеет
в своей основе слово "мир". Это указывает на то, что смиренный
человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми. Протоиерей Вячеслав Тулупов
«Православие и Мир»..
[vii] Есть семь разных деланий и
расположений, возводящих к смирению: молчание, смиренное о себе думание,
смиренное говорение, смиренное одеяние, самоуничижение, сокрушенное состояние
духа и последность (иметь себя во всем последним). Отечник
[viii] Московская область, Ленинский
р-н. В селе Филимонки находятся: Княже-Владимирский женский монастырь (дата
основания
Книга
«Невеста Христова» в формате pdf
http://po-sviatym-mestam.narod.ru/cniga1.pdf
Обращение настоятеля: Троицкий храм с. Филимонки
нуждается в Вашей помощи!
Братья и сестры! Прошу вас
оказать посильную помощь в восстановлении Троицкого храма бывшего
Княже-Владимирского монастыря в с. Филимонки Московской обл. Монастырь был
основан в 1890г. княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской в память
чудесного спасения Царской Семьи при крушении Императорского поезда между
станциями Тарановка и Борки на Азовско-Харьковской железной дороге в 1888г. В
этом монастыре подвизалась известная старица схимонахиня Серафима (Ушакова),
похороненная при храме свт. Николая в Бирюлёво. В настоящее время Троицкий храм
находится в аварийном состоянии. Верхний храм полностью разрушен. Службы
совершаются в нижнем приделе прп. Сергия Радонежского. Наше положение
усугубляется ещё и тем, что храм находится на территории ПНИ № 5, из-за чего
ограничен пропуск на службы прихожан.
Наши реквизиты:
Название
организации: Местная православная религиозная организация Прихода Троицкого
храма пос. Филимонки,
ИНН/КПП
5003006842 / 500301001,
р/сч.
№ 40703810040050100178
в Сбербанке России г. Москва,
к/сч.
№ 30101810400000000225,
БИК
044525225.
В
графе «Назначение платежа» просьба указывать пожертвование.
Настоятель храма священник Олег Никонов от имени Приходского Совета.
Контактный
телефон: 8*916-678-28-46,
Email: moscovia@rambler.ru или moscovia@rambler.ru
Современные фотографии монастыря: