Письма из тюрем

 

 

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим». (Иер. 6,16)

«Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его..., тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся...» (Преподобный Серафим Саровский)

 

Исповедь смертника

 

 

Есть среди заключённых невинно осуждённые люди, которые, придя к вере именно в тюрьме, благодарят Бога, что обрели «настоящую свободу в Господе».

 

Из письма Сергея Ивко

Из письма Юрия Авдеева в редакцию «Православная Русь» (2002)

 

В книге «И мы люди твои...» напечатаны  письма из тюрем, приведём несколько отрывков из писем заключённых:

 «Так и жил, вернее существовал во грехах, за что и получил нынешнее свое положение. Ни кого не убив и не пролив ни капли людской крови, осужден и приговорен к расстрелу за убийства, совершенные другими и по ложному свидетельству. Но я счастлив, что познал Господа Иисуса Христа Божьего Сына. Если б я не попал сюда я ничего не познал бы и никаких выводов - бы не сделал. Я верю! Господь не допустит, чтобы я провел остаток жизни среди убийц, испытывая все, что для их содержания предназначено. Но в любом случае, как бы Богу не было угодно, я буду отныне только все сильнее укрепляться в Вере в Бога Отца, Господа Иисуса Христа Сына Божьего и в Духа Святого. Господь не зря дал мне это испытание, и я пройду его, как обязан пройти любой православный христианин».
           «Я простил всех, кто лжесвидетельствовал против меня и сам постоянно молю Господа о прощении и прощении тем людям. Я избавился от злых и нехороших мыслей и чувств мести».

«Вера в Господа нашего это все, что поддерживает меня сейчас и не дает упасть Духом и не отчаиваться. Все же это очень нелегко, будучи чистым, пред людьми, и не убив, нести клеймо «убийца» и все отношение, как к убийце. Но делаю это со смирением и мольбой ко Господу Иисусу Христу о заступлении и помощи!»

«Со мной что-то происходит, но я не ищу объяснения и не томлюсь вопросами: что же это? Я уверен: на все воля Божия!!! И все будет так, как Ему будет угодно! От меня зависит лишь крепость в вере и сила в молитве! И жизнь с точным исполнением заповедей Божиих и Слову Божиему. То есть научиться ЛЮБИТЬ!

P.S. Я раздумывал над этим (писал в Епархию много куда), а тут в воскресенье 14-го говорю: «Саш, приготовься сейчас окрестишь меня, дал ему текст (Батюшка игумен прислал, что читать и как делать все крещение без священника). Сам прочел наизусть... в общем все молитвы и ... вот я крещенный. Я рад! Честное слово!!! Я стал православным христианином и случилось это как бы спонтанно, неожиданно даже для меня, а потом я вспомнил, что именно 14.07.99 г мне заменили расстрел на пожизненное заключение».

 

«...В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36)

«Помощь заключенным – дело всей Церкви».

(Епископ Дмитровский Александр, председатель епархиальной

Комиссии  по социальной деятельности в местах лишения свободы).

 

 

Многие правонарушители приходят к вере в местах заключения, приведём лишь несколько примеров из книги тюремного священника протоиерея Глеба Каледы «Остановитесь на путях ваших»:

 «На исповеди молодой парень-арестант благодарит Господа: «Слава Богу, что я попал в тюрьму! Если бы меня не арестовали, я не знаю, чего бы еще натворил. А здесь, в тюрьме, я поверил в Бога!»     

 «Там, в тюрьмах и лагерях, священник принимает глубочайшее беспощадное покаяние. Человек со слезами кается на исповеди в преступлениях, которые ему следователи не инкриминируют, - это ли не показатель и глубины раскаяния, и доверия к духовнику!

Когда в камере заключенный говорит: «Если бы мне сейчас предложили выйти на волю или провести месяц в тюрьме, - я бы выбрал тюрьму, - мне многое еще надо узнать и постигнуть», - это значит, что идет перерождение человека.

Если на Вас смотрит просветленное после крещения лицо и полные любви глаза смертника, бывшего убийцы, то это его лицо и глаза Вы будете носить в сердце до конца дней своих...

...Смертник говорил: «Я поверил в Бога, когда услышал свой смертный приговор». Позже он крестился...

Другой впервые в жизни стал молиться, когда жертва истекала кровью у его ног: «Господи, сохрани ему жизнь». Молитва преступника была услышана, и одного увезли в больницу, а другого - в тюрьму. А потом, после суда, в тюрьме была первая двухчасовая исповедь со слезами раскаяния за все прегрешения, совершенные в жизни...

В прошлой вольной жизни их не коснулись слова о добре и правде, о грехе и святости, о любви и красоте человеческих отношений. Они ходили среди нас, жили в наших домах, учились с нашими детьми в школе, а, может быть, мы их учили или работали рядом с ними, и они иногда заходили и в наши православные храмы.

А теперь все они, лежа на тюремных нарах, койках и топчанах или на холодном полу камер, думают о своей прошлой жизни, мучительно размышляют об ожидающем их будущем.

Арест, тюрьма прервали их бездумный бег по жизни; их остановили. И священник может обратиться к ним со словами пророка Иеремии: «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6,16). Кто прислушивается к этим словам и хочет искать новых путей и ценностей в своей жизни, а кто, подобно древним израильтянам, решает в сердце своем: «Не пойдем!»

... Рост преступности. Все человеческие цивилизации имели то или другое представление о грехе. Христианство дало абсолютную мораль и Голгофской жертвой Христа, Господа и Спасителя нашего, дает человеку возможность спасения от греха, а современные учения освобождают человечество от самого понятия греха. Поэтому неизбежным следствием борьбы с религией, следствием секуляризации общества, отрицания абсолютной Богом данной нравственности является рост греховности и увеличение числа преступлений. Даже если исключить отдельные всплески преступности при чрезвычайных обстоятельствах (гражданская война, массовый голод), то в течение всех послереволюционных лет наблюдается рост уголовной преступности...

Каждому уголовному преступлению обычно предшествует множество тайных и явных грехов. Преступление, по определению свт. Григория Богослова, - нарушение законов человеческих, грех - заповедей Божиих. Зависть и тщеславие могут быть причиной воровства; жажда власти, стремление к легкой и роскошной жизни, воспеваемой кино и телевидением, блудные деяния и постыдные образы «видиков», реклам и современных книг часто являются первопричинами организации разбойных банд, насилия, убийств.

Понятие греха есть во всех человеческих цивилизациях. Христианство избавляет человека от последствий греха, а многие современные учения упраздняют само это понятие. Отсюда расцветает грех, множатся преступления и беззакония, и по причине увеличения беззакония во многих охладела любовь (ср. Мф. 24,12).

Но среди заключенных есть те, кто, устрашившись собственных злодеяний, желает покаяться перед священником. Муки собственной совести приводят человека к покаянию и к Богу. Нередко приходится раскрывать связь между так называемым «обычным» мелким грехом и его последствием - тяжким преступлением и на конкретных примерах объяснять разницу между грехом и преступлением: в одних случаях грех и преступление совпадают, в других - грех не является преступлением, в третьих - преступление не является грехом: все христианские древние и новые мученики - преступники по государственному закону. Заключенные прекрасно понимают последовательность: прилог - помысел - пленение - грех словом или действием.

Большинство заключенных исповедуется впервые в жизни. Ни о каких общих исповедях в тюрьмах и лагерях не может быть и речи. Исповедь длится обычно час-полтора-два со слезами и беспощадностью к себе кающегося грешника-преступника.

Многие признаются, что блуд и прелюбодеяние они не считали грехом...

В страданиях человек перерождается в ту или другую сторону.

«Я готов на страдания, - сказал мне один заключенный, - в страданиях человек ведь очищается». Он говорил это так, словно хотел передать мне свою глубокую убежденность, если не свое личное открытие, сделанное им в страданиях в тюремных камерах и на допросах. Он готов был идти этапом в ИТК как путем очистительного страдания. Дай Бог, чтобы он не сломался в лагере. Такое отношение к страданиям, к своему заключению, я встречал у многих мужчин. На протяжении веков известны случаи, когда терзаемые угрызениями совести преступники сами на себя доносили и являлись с повинной, чтобы в страданиях омыть грех свой. У женщин типичнее другое отношение: «Я покаялась, значит, меня надо отпустить на свободу».

Как-то я исповедовал в приходском храме, еще до того, как начал ходить в тюрьму. Ко мне подошел мужчина лет тридцати-тридцати пяти с просветленным лицом и какой-то непонятной печатью на всем его облике.

«Я – преступник», - говорит он. Я молчу. «Я трижды судимый», - произносит он. Из беседы выясняется, что он поверил в Бога при отбытии третьего лагерного срока благодаря работе среди заключенных о. Бориса. После Литургии мы с ним вместе обедали и очень хорошо и серьезно беседовали. В памяти у меня осталось его просветленное лицо...

 Апостол Павел пишет, что Бог наказывает нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12,10-11). Страдание помогает нам отвергнуть нечестие, мирские похоти (Тит. 2,12), сострадать ближнему... Заключенным и в общих беседах, и каждому в отдельности надо объяснять смысл страдания с величайшей корректностью и тактом. Многие до понимания этого смысла доходят сами, без книг и проповедей. Страдания заставляют задуматься о пройденном пути, о самом себе, о том, как быть дальше; страдания перерождают и очищают человека от всего наносного, внешнего и мусорного...»

 

Приведём несколько высказываний старцев о страданиях и терпении скорбей: «Сказано в Писании святых: «Скорбями совершаемся». Итак, если бы не было скорбей, то и не было святых на небе. Пример скорбей показан нам Самим Господом...

  ...Как же нам, грешным спастись? Терпением, смирением, молитвой – и за всё в будущем будем в обители Отца Небесного, Который всем нам, грешным, говорит: «Не хочу смерти грешника, но еже обратитеся, и живу быти». (Иеромонах Даниил (Фомин))

  «Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори, что это случилось со мной за грехи мои». (Глинский старец схиархимандрит Андроник)

 «Желающий спасти свою душу должен помнить, что спастись невозможно  без скорби и искушений,  а посему и должен благодарить Бога за всё скорбное... Скорби есть по преимуществу удел спасающихся последнего времени: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22)». (Преподобный Симеон (Желнин))

            « ...Душа очищается страданием; знаешь ли, что Христос помнит тебя, если Он посещает тебя скорбями... При вступлении в жизнь нужно молить Господа, чтобы Он управил твой путь. Он, Всевышний, всякому дает крест сообразно со склонностями человеческого сердца... пути Господни неисповедимы. Нам, грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто допускает непостижимые для человеческого ума как бы несправедливости. Он знает, что Он делает и для чего. Ученики Христовы никогда не думали, что Христос даст им счастье, в смысле земного благополучия. Они были счастливы лишь духовным общением со Сладчайшим своим Учителем. Ведь Иисус явился в мир для того, чтобы Своей жизнью утвердить Своих последователей в мысли, что земная жизнь есть непрестанный подвиг. Христос мог избежать Своего страдания, однако Он Сам добровольно пошел на крест. Бог любит особенно тех, кто добровольно идет на страдания Христа ради.

...Люди оттого только и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распятого нас ради... Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где тяга душевная так мучает человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаявшегося, кто сам, силой своего духа, сможет взять на себя его душевное страдание. Скорби – это ладья, на которой мы плывем в Небесное наше Отечество». (Преподобный Алексий (Соловьев))

«Скорбь нас очищает. Настоящий человек всегда в скорби. В радости он изменяется, становится другим. В скорби он становится таким, какой он есть на самом деле. И тогда, по преимуществу, он приближается к Богу. Он чувствует свое бессилие. Часто, когда он во славе и в радости, он думает о себе, что он «пуп земли», или, если хотите, центр вселенной: «Я, и никто другой!» В страдании и скорби он чувствует себя незначительной мурашкой во вселенной, полностью зависимым, и ищет помощи и поддержки. Все мы, пережившие страдания, душевные или телесные, знаем, что никогда мы не молились так, и по качеству, и по количеству, как молились мы на одре болезни или в испытании тяжелой душевной скорбью. Но когда мы имеем все, мы забываем и о молитве, и о посте, и о многом-многом другом. Поэтому Бог и попускает страдание». (Старец Епифаний (Феодоропулос))

 

 

Случаи исцеления по молитвам заключённых

 

«Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверованной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!» - и воскресил его Господь». (Преподобный Серафим Саровский)

 

Из письма заключённого Димитрия в Православный центр «Живоносный Источник»

 

Общества помощи осужденным

Сайт управляется системой uCoz