ЧТО ТАКОЕ СОРОКОУСТ?
"Славлю Тебя, Отче,
Господи неба и земли,
что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл
младенцам.
Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение".
(Мф., 42 зач., 11,
20–26).
Сорокоуст (сорочины) - это поминальная молитва об
усопших в 40-й день их смерти. Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения
Господнего, случившегося на сороковой день после воскресения, и с целью, чтобы
и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Судии… В этот день
решается участь души и место ее пребывания до страшного Божьего суда.
_____________
Из глубокой древности идет
обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой
дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст - это
непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.
Также поминовению усопшего посвящается годовой
день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и
бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет
тело его. Источник: http://azbyka.ru/dictionary/15/pom-all.htm
----------------------------------
Много лет тому назад к нам в гости
приехала знакомая и как-то в разговоре обмолвилась, что всегда перед
путешествием заказывает себе сорокоуст… Представляю,
мое тогдашнее выражение лица… –
Сорокоуст? Да ты что! Его ведь о упокоении заказывают, а ты себе…, - удивилась
я. – Ошибаешься, о здравии тоже есть!
Конечно, мне стало очень интересно как такое возможно… Придя
в храм я убедилась, что оказывается, действительно такая треба существует. На
радостях заказала сразу всем своим близким, а заодно и себе сорокоуст о
здравии. С тем и стала жить да поживать… И хоть было у
меня смущение по этому поводу, старалась гнать от себя навязчивые мысли,
успокаивая себя тем, что в храме обманывать не станут. Просто я многого не
знаю, только и всего.
Прошло довольно много времени (несколько
лет), и вот однажды я зашла в один известный московский храм, чтобы подать там
записочки, а заодно заказать и сорокоуст. Протягивая записочки, уточнила, что,
мол, заказные (мы всегда заказные подавали, т.к. могли себе такое позволить. А чем она отличалась от простой,
как-то не интересовалась. Конечно что-то подсказывало
мне, что заказная лучше, раз дороже. Всем нам ведь хочется лучшего. В ту пору меня это ничуть не смущало, и
даже более, доставляло удовлетворение возможностью выбора).
И вот протягиваю я так сказать свои заказные требы, а мне в ответ: – У
нас нет разницы, заказные или простые. У нас все
простые, и за всех одинаково молятся. Меня словно с небес на землю опустили, да
к тому же так ощутимо, с силою встряхнули… Стало
стыдно, аж до самых кончиков волос… А ведь и вправду чем я отличаюсь от других?
Ну, хотя бы вот от той старенькой бабушки, которая одета в простенькое
пальтишко? Которая на свою скромную пенсию может подать только простую
записочку и поставить недорогую свечу… Чем я отличаюсь
от нее, и чем же я лучше, что бы обо мне молились усиленно по заказному?! С тех
пор стала подавать только простые записки, даже там где были и те и другие…
Мы перед Богом все равны… Господь смотрит не на подаяние, а на доброе
произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу
церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее
приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от
скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44),
то есть все свое состояние. Если сердце твое хочет пожертвовать на храм Божий,
сотвори сие в тайне… При каждой обители есть церковные кружки, куда каждый из
нас может положить свою лепту. Господь все видит, наши помыслы, воздвигаемые в
уме, наше сердце…, ничто не сокрыто…
Из Нагорной проповеди о милостыне: Всякое доброе дело мы
должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды
людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите,
не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не
будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не
труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и
на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают
награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не
знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое
ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой,
видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это
делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то при последнем суде
Своем.
http://novizavet.narod.ru/Files/2.htm
Если быть честной до конца, возвращаясь
мысленно в тот день и в ту ситуацию, то в начале в моем сердце возникло
негодование, как же так…, что они себе позволяют…, везде такие требы совершают,
а они нет! Осознание правильности происходящего пришло позже…
Было совершено очевидно, что гордость присущая многим из нас глубоко
пустило корни в моем сердце. С трудом, смирив свою гордыню, я подала простые
записки, попросив оформить еще требу – сорокоуст о здравии… Какого
же было мое удивление, когда я услышала в ответ, что сорокоуст бывает только о
упокоении, а о здравии – это веяние нового века, … О здравии можно подавать на
Литургию, но не как не на сорокоуст!
С той поры много воды утекло… Знаю, что во многих храмах принимают оба сорокоуста, а во
всемирной информационной сети все священство словно сговорившись на вопросы
православных христиан о правильности назначения сорокоуста, дают один ответ,
что его можно заказывать как о здравии, так и упокоении. Что это незнание,
нечаянное заблуждение или осознанная ложь… А быть
может еще одна треба необходимая для «религиозного прейскуранта»…
Вы только на минуту представьте как
это страшно – за живого человека поставить свечу на канун о упокоении… Такое
возможно только в черной магии, когда хотят совершить страшное зло, навредить
душе… Чем же в таком случае отличается сорокоуст?
Обратимся к толковому словарю Живого
великорусского языка, В. Даля. Том четвертый от
И ведь есть о чем задуматься, не правда ли…?
От осознания
происходящего, мои ЛЮБОВЬ и ВЕРА, нисколько не умалятся и не поколеблются. Потому что я знаю, что не Господь все
это придумал, а человек… Никто не без греха, как это не прискорбно.
В Нагорной проповеди Господь дал учение
о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом
другом… Никто не вправе обличать другого или указывать ему на его
«неправильное» поведение;
И все же апостол Павел, призывает нас
увещевать друг друга и обличать провинившихся перед всеми. "Братия! Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в
бесплотных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно
и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся
явным, свет есть; посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и
осветит тебя Христос" (Еф. 5, 10-14).
Спаси Господи!
Толковый словарь Ушакова
Что
такое СОРОКОУСТ
"Сорокоуст" на сайте www.vseslova.ru -
онлайн словари
Значение
слова «сорокоуст» по словарю Ефремовой
С.И.Ожегов,
Н.Ю.Шведова - Толковый словарь русского языка