Дай
Бог, чтобы как можно больше верующих людей приняли участие в судьбе
заключённых. Общества помощи осужденным нуждаются в материальной поддержке, они
будут рады всем, кто готов отвечать на письма заключённых, отправлять им
посылки с духовной литературой и предметами первой необходимости. Например,
общество «Вера, Надежда, Любовь»,
общества помощи невинно осужденным им. Святителя Николая Чудотворца,
благотворительное общество «Мария», православный центр «Живоносный
Источник» в Царицыно, группа духовной поддержки православных общин в заключении Православного Свято-Тихоновского
Гуманитарного Университета, отдел по
работе с исправительными учреждениями... Карелии - фонд «Анастасии Узорешительницы» (кафедральный собор г. Петрозаводска
Александра Невского) и др...
Из
доклада Софьи Григорьевны Бобковой о
переписке с заключенными:
«...Тут хочется привести слова отца Глеба Каледы: «…преступникам, отвергнутым обществом, нужна
любовь. Они, как малые дети, бывают чувствительными к ней…», «…наши современные
тюрьмы и исправительно-трудовые колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в
Слове Божием и духовном окормлении,
может быть больше, чем обычные приходы в миру…».
Наша задача не пастырская, но задача отчасти
миссионерская и в основном катехизаторская. Я коротко
расскажу о нашей группе. Возникла она не сразу. На письма, которые приходили в
институт стали отвечать, сначала, разные люди, как студенты института, так и со
стороны... За последние 4-е
года появился небольшой костяк из выпускников миссионерско-катехизаторского
факультета, который не уходил. Нас было не много, и в результате некоторым
пришлось брать для переписки до 20-ти человек, так как есть письма, на которые
не ответить просто невозможно. Например, пишут так: «… Уже год, как в жизни
моей появилось то, ради чего стоит жить, стоит переносить лишения, а если
нужно, то и умереть…», «…А, однажды, проснувшись после ночи, я ощутил
непреодолимую тягу к знаниям. Куда там голоду физическому до голода душевного…»
Пишут и так: «…по возможности, помогите мне, Библии у меня своей нет, а без нее
я просто задыхаюсь…». Много писем, по сути означающих
сигнал «SOS»! И письма все копились и копились, а отвечать было некому.
Наконец, Господь призрел на нас и осенью 2001 года, у нас появился руководитель
и организатор, группа стала централизованной, дело наше упорядочилось,
появились благотворители, появилось свое помещение. И очень важно то, что мы
смогли собираться, соборно решать проблемные вопросы, обмениваться опытом.
Постепенно идет обобщение опыта переписки для того, чтобы передать его тем, кто
захочет за это взяться. Сейчас в нашей группе 37 человек – они ведут переписку
со 120-ю заключенными...
Исходя из опыта такой переписки на протяжении
нескольких лет и рекомендаций духовных лиц, мы составили памятку для начинающих
переписываться с заключенными. В ней содержаться различные рекомендации,
предостерегающие человека, взявшегося за переписку, от возможных ошибок и
следующих за ними неприятностей. Дается, например, совет быть максимально
терпимым и доброжелательным, но в то же время соблюдать некоторую дистанцию и
не делать переписку слишком личной. Писать о вере, о
духовной жизни, но ни в коем случае не брать на себя роль «духовника», чаще
ссылаться на труды святых отцов, традицию Церкви, объяснять некоторые
технические нюансы в отправке писем и бандеролей. Индивидуальная переписка
важна и ценна тем, что тут вера, ее тепло и свет передается непосредственно от
сердца к сердцу, как бы переливается по капелькам, а потом растет через
молитву, Таинства, Слово Божие. Большое значение
имеет отправка в места заключения духовной литературы. Вот как, например, пишут
об этом членам нашей группы те, кто начинает путь к Богу: «Все книги получил. Огромное спасибо Вам. Опять столько нового для себя открыл и
ответы на некоторые вопросы получил… я благодарю Бога
за то, что Он мне послал Вас, а точнее всем нам. Ведь столько народа из этих
мест, общаясь с Вами, открыли для себя совершенно другой, наипрекраснейший
мир…» (Соколов С.
«Мое
общение с Вами приносит мне огромную пользу. И оно оказало на меня сильное
благодатное действие. Я впервые в жизни пришел к батюшке на исповедь,
исповедался и причастился. На душе как-то легче стало. Спасибо Вам за это, так
как я осознал необходимость исповедания и причастия благодаря общению с вами и
книгами, которые Вы мне выслали…» ( Суетнов И.
После
этого обычно начинается настоящая борьба со страстями, т. е. люди вступают
на путь очищения души, на путь, ведущий к Богу. Люди делятся трудностями
духовной борьбы, и поддержка им в этом очень нужна. «…Думаю, насколько я далек от духовной жизни, хоть вроде я и читаю, и
постоянно думаю о Божественном, а все иду на поводу у страстей…» (Булавский Д.
«…Проблема
с этим гневом, ох как же стараюсь и молюсь, помогает, но очень сильно им
поражен, даже самому страшно…» (Жирнов Д.
О тяжести исправления пишут все, кто вступил
на этот путь. Бывает важно в этот момент поддержать начинающего, ободрить
словом, выслать нужную литературу. Бывает так, что проходит время и не узнать
человека. У нас есть примеры такого преображения.
В
течение трех лет переписки заключенный (убийство трех человек, срок – 25 лет),
который сначала был явно под протестантским влиянием, начал постепенно
сознательно исповедоваться, причащаться, стал старостой православной общины и
теперь строит на территории колонии храм, в котором отныне всегда будут о нем
молиться как о «строителе и благоукрасителе».
Не
всегда, конечно, духовный рост идет прямо по нарастающей, но перемены все равно обычно отчетливо видны
при длительной переписке и это особенно радостно видеть. Люди пишут, что
исчезает уныние, бросают по молитве к Богу курить, радуются духовным познаниям.
Вот пример из
письма: «… Продолжаю читать чудесную книгу Св. Силуана Афонского. Книга потрясающая, из раза в раз
открываю для себя что-то новое. Когда читаю, то радуюсь жизни. Как Господь
велик! Счастье-то какое, дал Он мне это увидеть, мне
негодному…» (С. Соколов
Это
после двух лет переписки... При
переписке человек ощущает, что в его судьбе мы принимаем участие, что он нам не
безразличен и боле того, мы по-христиански его любим и желаем
спасения его души. Для многих это вообще новое, неведомое чувство и новые
отношения. Таким образом частично компенсируется
недостаток церковного окормления и отсутствие
христианского общения, которое имеется на свободе. Конечно, остается еще тема
жизни заключенного после выхода на свободу. Один из них сам пишет о проблеме
становления человека на верный путь после тюрьмы. Он говорит, что решение этого
вопроса нужно искать в способе окормления колоний:
«…там нужно создать общины с живым общением с христианами, живущими на свободе.
Необходимо встречать освобождающегося и помогать ему
на первых порах. Человек должен чувствовать, что обрел семью. С этой точки
зрения я и рассматриваю нашу переписку – с точки зрения вхождения в семью…» пишет он. Ясно, что в полноте это невыполнимо, но
частично что-то можно сделать. Например, создать фонд первой помощи
освобождающимся для обеспечения одеждой и некоторой суммой денег. Об этом мы
как раз думаем уже. Кроме того, есть замысел договориться с приходскими
священниками о том, чтобы принять бывшего заключенного в церковное окормление, чтобы батюшка заранее знал, что придет
конкретный человек, которому, по возможности, нужно помочь с воцерковлением...
Итак,
мы свидетельствуем о том, что способ индивидуальной переписки с заключенными
имеет большее значение в деле их спасения, и становления на верный путь.
Приведу
еще такие слова заключенного: «…Ваша милость и письма очень сильную имеют
помощь, как с материальной стороны, так и с духовной. Как сказал один Оптинский старец, что хлеб и милость даже разбойника
смиряет. Я это ощутил не только на себе, но вижу на примерах других
заключенных. Те люди, которые ведут переписку с другими братьями христианами,
меняют свой образ жизни уже здесь, глубже изучают Писание, чаще прибегают к
молитве, становятся намного спокойнее и рассудительнее…». «…Матушка, Ваша
помощь и молитвы вернули меня к жизни, ибо я уже был на грани отчаяния. Я почти
потерял веру в людей… Я устал от зла и неправильной жизни,
очень хочется делать людям добро и радость…» (Рунёв
Игорь
Заканчивая
свой доклад, я снова обращусь к словам отца Глеба Каледы : «Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда
остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить».
Думаю, что это, очевидно, относится не только к священнослужителям, но и ко
всем христианам, как к людям, составляющим единое Тело Христово. Относительно
здоровые, или лучше сказать несколько менее больные, естественно, заботятся о
более больных, а также об увеличении числа членов, составляющих Церковь – сей спасительный
«Корабль»... Еще раз, мы призываем всех, кто может найти время и силы, принять
посильное участие в этом богоугодном деле».
Православный центр «Живоносный
Источник» в Царицыно приглашает всех принять участие в работе «Группы
поддержки заключенных». Номер телефона Группы поддержки:
8-916-253-48-52, 8 - 905-519-40-78 (Александр Николаевич). Помощников ждут по
пятницам с 15 до 20 часов и по воскресениям с 15 до 18 часов по адресу: ул. Солнечная, 2 (2-й этаж). Метро Царицыно, последний вагон из центра.t-sl@narod.ru или vera-mih@narod.ru.
Денежные пожертвования можно направлять почтовым (электронным) переводом по
адресу: 115516, Москва, ул. Солнечная, 2. Воскресная школа. Селиной Вере
Михайловне. Или приносить в любой день (с 10 до 18) в Православный Центр «Живоносный Источник» по адресу: ул. Солнечная,
2 (передать в библиотеку или дежурному – для заключённых)
Общество
милосердия в тюрьмах «Вера,Надежда,
Любовь»: Пожертвования можно перечислять на расчетный счет: 40703810138210100121.
Название организации: «Общество милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь»
Краснопресненское ОСБ 1569/01628 г. Москва. Наименование банка Сбербанк России
г. Москва. Корсчет 30101810400000000225 БИК 044525225. КПП 773301001 ИНН
7733005517.
Почтовый адрес общества милосердия в
тюрьмах «Вера,Надежда,
Любовь»:
г. Петрозаводске создан фонд «Анастасии Узорешительницы» (кафедральный собор г. Петрозаводска
Александра Невского). Адрес: 185005 Карелия г. Петрозаводск ул. Александра
Невского 32. (Все переводы и посылки направлять на имя о.
Леонида Леонтюка. Контактный
телефон: 8814 2 576371).
Группа
духовной поддержки православных общин в заключении
Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного
Университета электронный адрес info@4prison.ru
Православный
Центр духовного просвещения «Ступени»
(разработана общецерковная система заочного обучения основам
Православной веры для лиц, отбывающих наказание и сотрудников Исправительных
учреждений.
Адрес: 399900 Липецкая обл., г.Чаплыгин, ул.К.Маркса 9-1
тел: 8 /905/ 680-50-00, 8 /903/ 707-18-49
e-mail: pcdp-stupeni(at)yandex.ru
Свято-Николаевский женский монастырь (г. Арзамас) организует отправку
посылок и писем заключённым. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас,
площадь Соборная, 1
Для участия в Программе координации деятельности приходов и организаций, занимающихся
помощью осужденным в местах лишения свободы следует обращаться по следующим
адресам: 115093, Москва, ул.Серпуховская, 24,
тел. 730-5133 доб.
115; тел/факс: 236-6060, e-mail: prison@pobeda.ru