Благодать не имеет цены

 

Храмы устрояются для славы Божией
(Пс. 62, 3; 28, 2, 9; 2 Пар. 2, 5).

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме,
и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется;
а вы сделали его вертепом разбойников.
(Мф. гл.21 – 12,13)

 

Однажды во время паломнического путешествия мне пришлось столкнуться с неприятным фактом, сильно смутившим мое сердце, при подаче записок на поминовение в одном очень известном монастыре. Перед поездкой, как обычно бывает в таких случаях близкие, друзья и знакомые попросили подать за них записочки тоже … Ну как тут отказать. Сама ведь не раз других об этом просила.

И вот протягиваю я  свои записочки и на вопрос: - заказные или простые? Отвечаю: - Простые. Так как однажды для себя уже решила, раз и навсегда, ничем не выделяться от других, и уж тем более таким образом.[1] В моих записках, конечно, не все было идеально, каюсь. В разных храмах по-разному ведь бывает, кто пять имен считает допустим для одной записки, а кто и больше… Поэтому заранее подсчитав имена на каждой из записок, я с другой стороны отметила точное количество имен. Таким образом, решив, что совсем необязательно их переписывать. Если понадобится, я могу так сказать «доплатить разницу».

То, что произошло дальше, сразило меня на повал! По всему видно я не внушала доверие монахине. И она стала тщательно пересчитывать имена… Удивилась конечно я сильно, но виду не показала. Стою, жду… Думаю, вот сейчас после двух-трех записок она убедится, что все правильно и дальше не будет считать, поверит. Тем более что и очередь за мною огромная, и все с такими же ворохами записок… Так неудобно было в эти минуты, что по моей вине такая задержка. Не тут-то было…, монахиня продолжала считать… Дальнейшее  меня и вовсе разочаровало. Там где было хоть на одно или два имени больше – записка автоматически преобразовывалась в две… – С меня будут спрашивать не за листки, а за количество имен, – пояснила она мне.

Время шло…, а я представила себе как некто проверяющий (вышестоящий, наверное, ее работу), будет так же скрупулезно пересчитывать ВСЕ записки и ВСЕ имена, сверяя с полученными денежными средствами… Как же это наверное должно быть утомительно, и самое главное безнадежно далеко от Бога… Стало страшно и как-то тоскливо на душе…

Я стояла и твердила себе – смиряйся, терпи, не осуждай…, но не могу, не могу молчать, ведь БЛАГОДАТЬ НЕ ИМЕЕТ ЦЕНЫ!!! Есть чудесные храмы в самом центре Москвы… Там хочется молиться и плакать от счастья, что тебя любят, тебе доверяют, тебя уважают в конце концов… И там любой из нас оставляет несоизмеримо больше, чем там где есть четкий регламентируемый прейскурант. Там нет такого понятия как «заказная записка», там о каждом православном христианине молятся одинаково с любовью. А самое главное там тебя не покидает надежда на то, что если вдруг так случится, что у тебя не будет средств, ты всегда сможешь придти и подать на поминовение о себе и своих близких… Там каждому прихожанину предоставлено право подавать добровольно, кто сколько сможет… И вот что самое удивительное, расцветают эти обители, и их благолепие во истину – во Славу Божию!

Мне известны два таких храма в Москве, но возможно их и больше. Храм святителя Мартина Исповедника, построенный архитектором Казаковым в 1792 году. Это, пожалуй, единственное место, где вообще нет ценников даже на свечи. Адрес: 109004, г. Москва, Большая Коммунистическая, д.15. м. "Таганская" или "Марксистская "тел. +7 (495) 911-75-40. Cхема проезда.
http://st-martin.ru/main/

И храм Св. Вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках. История его летоисчисления от 1657 г.  Адрес: 101000.Россия, г. Москва, Лубянский проезд, дом 9, строение 2. Телефон/факс : 921-31-97.  Схема проезда. http://www.luchniki.orthodoxy.ru/

Наконец утомительный подсчет имен был окончен. В итоге вышло что-то чуть больше 400 рублей, но не в этом суть. Закончив со мной, монахиня стала принимать другие требы. Но, так как мне не дали записочку на получение  просфор после Литургии, я вынуждена была вновь отвлечь ее… Поинтересовавшись, я получила четкий и ясный ответ: – Вам никаких просфор не положено. – Почему? – удивилась я такой несправедливости. Ответ меня просто ошеломил. Оказывается потому что мои записки простые, а не заказные! За православных христиан, чьи имена указаны в таких записках во время Литургии не будет вынута частичка, а значит и просфор не положено! Спорить, конечно, я не стала, но на душе было горько и печально… Что же это получается…, да разве можно это назвать добровольной жертвой?!

Внимательно изучив прейскурант  на религиозные услуги так сказать «добровольное пожертвование», всего перечня конечно мне запомнить было не под силу. Надо же, какая я темная, поди, же ты и не знала, сколько всего оказывается, бывает! Помню только, что простая записка до 15 имен – 15 рублей; заказная до 15 имен – по 5 рублей за каждое имя. Далее сорокоусты; ектиния; проскомидия; панихида, простая, заказная и т. д., всего и не упомнишь. Все очень тщательно расписано. А я то глупая не прочитала заранее… Подала по простому – о здравии и упокоении…

На следующий день я вновь отстояв не малую очередь, подала записки, но уже заказные, так как не могла же я своим близким и друзьям сказать о том, что о них не помолились за Литургией как должно… И эта моя «добровольная жертва» потянула уже не на 400 рублей, а на гораздо большую сумму, а на какую…, не трудно догадаться.

На сайте Православного общества (братства) «РАДОНЕЖ» еще в мае 2005 года была ссылка на статью Святой тариф, в которой рассказывается, что на последнем Архиерейском соборе Патриарх Алексий II высказал свое несогласие с тем, что в храмах существует жесткая "такса" на церковные услуги. Мол, негоже практиковать рыночные отношения в общении людей с Богом, это идет вразрез с христианскими законами. Все церковные требы и удовлетворения прошений мирян в храмах должны производиться бесплатно, церковь имеет право только на прием добровольных пожертвований.

Интересен комментарий Московской патриархии (отдел по связям с общественностью). Вот что сказал его сотрудник отец Михаил Дудко:

Патриарх Алексий II высказался на этот счет очень четко: "Благодать не имеет цены". Но, к сожалению, наличие прейскуранта за выполнение различных прошений прихожан в церкви - это традиция, которая имеет глубокие корни. И потому решить в одночасье проблему не получится. Решение привести в соответствие с законом церкви это явление созрело уже давно. Мы еще сами не знаем, как это сделать так, чтобы учесть и нужды церкви, и интересы прихожан. Кстати, самые понимающие и благодарные прихожане - это старики со своими скудными пенсиями, им не нужно называть цену, они не выйдут из церкви, не опустив в ящичек в знак благодарности свой рубль. Куда сложнее с богатыми. У них своя психология: все имеет цену. Если им не назвать эту цену, они и не отблагодарят. Но все равно прейскуранты на благодать божью в храмах недопустимы. Мы сейчас в поисках новой модели взаимоотношений церкви с народом.

Прошло уже, более двух лет со дня публикации данной статьи. Много ли изменилось на приходах…, судите сами…

http://www.newsru.com/religy/12apr2007/sacramente.html

Бог же не нуждается в материальных жертвах, для Него важно только человеческое сердце, наше бессмертная душа…
Он все видит, все ведает…, все наши помыслы, воздвигаемые в уме, наше сердце…, ничто не сокрыто от Бога!

Спаси Господи!

 

 



[1]  Однажды я зашла в один известный московский храм, чтобы подать об упокоении и о здравии…  Протягивая записочки, уточнила, что, мол, заказные (мы всегда заказные подавали, т.к. могли себе такое позволить. А чем она отличалась от простой, как-то не интересовалась. Конечно что-то подсказывало мне, что заказная лучше, раз дороже. Всем нам ведь хочется лучшего. В ту пору меня это ничуть не смущало, и даже более, доставляло удовлетворение возможностью выбора).
      И вот протягиваю я так сказать свои заказные требы, а мне в ответ: – У нас нет разницы, заказные или простые. У нас все простые, и за всех одинаково молятся. Меня словно с небес на землю опустили, да к тому же так ощутимо, с силою встряхнули… Стало стыдно, аж до самых кончиков волос… А ведь и вправду чем я отличаюсь от других? Ну, хотя бы вот от той старенькой бабушки, которая одета в простенькое пальтишко? Которая на свою скромную пенсию может подать только простую записочку и поставить недорогую свечу… Чем я отличаюсь от нее, и чем же я лучше, что бы обо мне молились усиленно по заказному?! С тех пор стала подавать только простые записки, даже там где были и те и другие…
      Мы перед Богом все равны… Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Если сердце твое хочет пожертвовать на храм Божий, сотвори сие в тайне… При каждой обители есть церковные кружки, куда каждый из нас может положить свою лепту. Господь все видит, наши помыслы, воздвигаемые в уме, наше сердце…, ничто не сокрыто…

Из Нагорной проповеди о милостыне: Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то при последнем суде Своем.
 http://novizavet.narod.ru/Files/2.htm

 

Сайт управляется системой uCoz