История возникновения Никольского Храма
чудесная помощь старицы Серафимы (Бирюлёвской)
(Из книги «Невеста Христова») 
 

 

В 1900 году на 17 версте от Москвы (в настоящее время южный округ столицы), рядом с небольшим селом Бирюлёво,i при прокладке Рязанско-Уральской железной дороги стали селиться рабочие, железнодорожники – появился поселок, позже была выстроена станция Бирюлёво – Товарная.

По ходатайству служащих при станции Бирюлево, а также Правления Рязанско-Уральской железной дороги, указом Священного Синода от 8 ноября 1911 года, при строящейся церкви-школе на станции Бирюлёво был открыт «самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика». Священником к церкви был назначен Александр Стремлянов, псаломщиком – Николай Воздвиженский, вскоре замененный Сергеем Холиным.

К апрелю 1912 года церковь была выстроена и освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Церковь была размещена в деревянной пристройке к зданию училища, отделялась от классной комнаты створчатой дверью, которая в дни больших религиозных праздников открывалась, увеличивая таким образом, пространство храма.   Следует отметить, что святой царь-мученик Николайii пожаловал денежное пособие (350 руб.) на уплату долгов по постройке храма.

В приход Александро-Невского храма кроме поселка железнодорожников вошло и село Бирюлёво. В 1916 году в приходе церкви состояло 86 дворов, более шестиста верующих.

В 1918 году после издания декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, над Александро-Невским храмом нависла опасность быть упраздненным. Для сохранения храма верующие зарегистрировали православную общину и заключили договор с Московским уездным советом о передаче храма в бессрочное и бесплатное владение Общине. К сожалению, это мера всего лишь отодвинула дату закрытия храма.

Времена тогда были страшные. Повсеместные гонения на Церковь Православную, разрушение монастырей и храмов, ссылки, расстрел духовенства и мирян. В марте 1924 года Александро-Невский храм был закрыт, а в мае того же года окончательно ликвидирован; его помещение было передано администрации железнодорожной школы, а церковное имущество поступило в ближайшую Покровскую церковь села Покровского.iii

 

«Мой дед принимал самое непосредственное участие в строительстве Павелецкой железной дороги, – свидетельствует раб Божий Алексей (Москва, Бирюлево). В те времена рабочих и железнодорожников наделяли земельными участками. Это и положило начало нашей семейной летописи.

В 1921 году дедушка умер. Елшанская Пелагея Михайловна, его супруга а моя бабушка была глубоко верующим человеком. Она с великим смирением приняла свое ранее вдовство, оставшись с малыми детьми на руках. В ту пору моему отцу, самому младшему из детей, было всего шесть лет.

Отец рассказывал, что в начале 20-х годов церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, решили упразднить. Начались активные действия по ее ликвидации. Бирюлевские коммунисты, решив спилить крест, полезли на купол. Народ к церкви собрался со всего Бирюлево. Во время этого страшного святотатства у одного из них  соскользнула нога. Люди внизу, ахнув, замерли в ожидании неизбежного падения, как Божьей кары. Спасло его тогда только чудо. Веревка, с помощью которой он, зацепившись за крест, поднимался на купол, выдержала, благодаря чему он остался жив до времени».

Прихожане ликвидированного храма подали прошение на имя Патриарха Московского и всея Руси Тихона (ныне прославленного Святителя Тихона), в котором, в частности говорилось: «Под влиянием столь прискорбных событий весьма многие прихожане стали рассеиваться по разным приходам, но не находили для себя нравственного удовлетворения. Это побудило нас обратиться к Советской власти за разрешением, вновь построить храм на том участке земли, где находится кладбище».iv

 

По молитвам Патриарха Тихона, Президиум Моссовета разрешил приходскому совету Александро-Невской церкви построить новую церковь на территории кладбища, возникшего близ железнодорожной станции в период 1917-1923.годы.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Тихона началось строительство храма. Средства на строительство требовались немалые, и так как добровольный сбор средств по церквям на сооружение храма был запрещен, небольшая деревянная церковь была выстроена только на средства прихожан, которые принимали посильное участие в строительстве.

Промыслом Божиим новая церковь была выстроена и освящена 14 декабря 1924 года, во имя святителя Николая Мирликийского. Настоятелем храма стал священник Василий Конардов,v репрессированный в 1937 году.

15 июня 1925 года православная община поселка Бирюлево заключила договор с Московским уездным советом рабочих и красноармейских депутатов о передаче ей в бесплатное пользование «деревянного одноэтажного храма с колокольней,vi при нем деревянной сторожки и кладбища».

 

Во время войны в 40-х г. настоятелем храма был назначен протоиерей Николай (Перехвальский).vii

В начале пятидесятых годов протоиерей Николай (Перехвальский) по служебным делам был в Елоховском соборе, где и обратил внимание на послушника Алексия (Байкова). Настоятель пригласил его приехать в храм святителя Николая Чудотворца в Бирюлёво. После окончания семинарии  1955 году юноша приехал в храм, где по промыслу Божиему познакомился со своей будущей избранницей – Прасковьей Слогиной. Вся дальнейшая жизнь отца Алексия была неразрывно связана с Никольским храмом – вот уже более 50 лет отец Алексий служит в храме Святителя Николая Мирликийского в Бирюлёво. С горечью вспоминает отец Алексий о событиях 1956 года…

В этот год скончался настоятель,viii отец Николай (Перехвальский), а вскоре после его кончины случился сильный пожар, храм полностью сгорел.

«Случилось это примерно в три часа дня, 1 марта, воспоминает о. Алексий Байков:  – Версий было много... Все началось с алтаря. Когда я пришел, уже полыхало вовсю... Стою около дверей и думаю: «Как спасти иконы, святыни?» И только я хотел что-то предпринять – меня какая-то сила оттолкнула назад, и в это время упала крыша. Еще бы секунда, я бы туда вошел,  и погиб… Господь сохранил меня! Слава.Богу.за.всё!»

 

По свидетельству очевидцев: «Все это место выгорело. Тяжелые снега лежали вокруг. Пожарные машины не смогли подъехать, а людей не подпустил комсомольский патруль. Не пустили гасить огонь, не дали спасти церковное имущество. Уцелела лишь одна икона святителя Николая. Ее успели выхватить, так как она была с краю у самого выхода, а пожар начался с алтаря.

Деревянные кресты и деревья, которые были вблизи храма, выгорели. Один деревянный крест на могиле матушки Серафимы остался среди пепелища, только чуть-чуть нижний конец креста  обуглился. От прежнего храма чудом Господним построенным в 1924 году, остался один фундамент. В настоящее время на месте алтаря сгоревшего храма, стоит памятный крест.

 

В связи с утратой храма было принято решение приспособить под молельный дом,  церковную сторожку. Спустя всего лишь 10 дней службы возобновились.

Верующие и духовенство не оставляли надежды на возведение нового храма на фундаменте прежнего (сгоревшего). Церковным советом и общиной верующих неоднократно подавались прошения на разрешение строительства. На что они неизменно получали отказ.

Приведем в качестве примера копии заявления и  ответ исполнительного комитета. Оригиналы в настоящее время находятся на хранении в Государственном архиве:

«Заявление на имя уполномоченного по делам православной русской церкви по Московской области тов. Трушину от общины верующих сгоревшей церкви пос. Бирюлево, от  27.VIII. 1956 г., входящий № 3/199:

 

 «Нами было подано заявление о постройке храма вместо сгоревшего, в просьбе которой Вами отказано. Просим вашего разрешения о постройке молитвенного дома на фундаменте сгоревшего храма. В настоящее время нами оборудована сторожка для молитвенного дома, но здание весьма мало и вместимость всех желающих прихожан не возможна, отчего получаются нарекания. Настоящим вновь просим не отказать в нашей просьбе и разрешить о постройке моленного дома на старом фундаменте разм. 20х12». 

Заявление подписано Церковным советом в составе пяти человек: священником В.Моисеевым, старостой Ефимовым, завхозом М. Клочковым, помощником Брыксиным, казначеем Вавиловым, и членами общины верующих в количестве 60 человек. На заявлении стоит резолюция от 10. IX. 1956 года, «Направить на решение Мособлисполкома», за подписью товарища Трушина».

Ответ не заставил себя долго ждать. Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся, рассмотрев ходатайство общины верующих о постройке нового молитвенного дома в поселке Бирюлево, Ленинского района, вынес резолюцию от ''_'' сентября 1956 года за № 924. За подписями председателя исполкома Мособлсовета Н. Игнатова и секретаря исполкома Мособлсовета В. Сорокина:   

 «Принимая во внимание, что община верующих поселка Бирюлево Ленинского района имеет молитвенный дом, исполком Мособлсовета решил: В просьбе общины верующих о постройке нового молитвенного дома в поселке Бирюлево отказать».  

Специальная комиссия при исполкоме Мособлсовета посчитала, что приходу вполне хватит для совершения церковных служб и данного помещения. Все просьбы духовенства и прихожан игнорировались.

Мало того, в официальном ответе исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся закралась не просто досадная ошибка, произошла явная подмена понятий. И если в начале, церковная сторожка за неимением храма приобрела статус молельного дома, то потом грани между прошлым и настоящим и вовсе стерлись. В результате чего, православный приход на долгие годы был лишен объективного рассмотрения ходатайств по разрешению строительства нового храма на фундаменте прежнего сгоревшего. Доказать что либо, в то время было абсолютно  невозможно, а главное небезопасно. Великим утешением для верующих и духовенства был сам факт того, что приход, несмотря на козни безбожной советской власти, продолжал существовать. Это было сложное время для Православия в России. В начале шестидесятых годов началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь – так называемые "хрущевские гонения".ix Видя тщетность всех прошений, настоятель протоиерей Василий Моисеев вынужден был начать основательное благоустройство сторожки.

 

«Помню, в этой сторожке я в день венчания переодевалась, – вспоминает Анна Петровна Виноградова. – Там было несколько комнат: для батюшки, сторожа, жили там старенькие монахини, сторож Анастасия, матушка отца Василия (мать Пелагея), помещений достаточно было. Отец настоятель Василий (Моисеев), староста храма Брыксин Степан Васильевич, и другие прихожане стали потихоньку перестраивать ее. Под покровом ночи приносили бревна и другой строительный материал. С властями, конечно, надо было договариваться. Степан Васильевич и отец Василий, они как-то сумели договориться, уладить все по началу, а потом постепенно ночами делали небольшие пристройки. Сначала одну сторону, потом другую – и все это к храму. Краской покрасят, как будто так и было… Утром люди приходят, не поймут в чем дело».

«Когда в 1956 г. церковь в Бирюлёво сгорела, – свидетельствует р. Б. Алексей, – бабушка Пелагея  все оставшиеся сбережения отдала на строительство нового храма. Она была непосредственной участницей работ по переносу бревен со станции к сторожке. Об этом мне еще рассказывала моя мама, а ей сама бабушка, которая умерла в 1961 году. С бирюлевскими церквями у нас, так сказать, связь времен. В них крестилось четыре поколения нашей семьи. Меня крестил отец Василий (Моисеев). А недавно вот окрестили моего внука».

 

Всем миром, не покладая рук, трудились, но властям необходимо было ликвидировать приход. Для этого нужно было зафиксировать отсутствие строения (молельного дома), как такового. За день до прихода комиссии верующим стало известно, что на следующий день в 10 часов утра прибудет комиссия, которая должна зафиксировать отсутствие храма, и как следствие, отсутствие прихода. Тревожная весть мгновенно облетела всю округу. Верующие, и мужчины и женщины трудились всю ночь, укрепляя стропила нового храма. Утром, прибывшая комиссия  вынуждена была констатировать, что «строение существует». Так, чудом Господним и усердием православных христиан был сохранен православный приход».

 

Много труда вложил в благоустройство Бирюлевского храма настоятель протоиерей Василий (Моисеев). Вначале делали пристройки и только потом внутренние стены сторожки разбирали, тем самым, увеличивая пространство.

С Божией помощью 22 декабря 1957 года, в день праздника иконы Божией Матери "Нечаянная Радость", новый деревянный храм (бывшая церковная сторожка) был торжественно освящен, как и прежний, во имя святителя Николая Чудотворца.x  Иконы для церкви были переданы верующими из окрестных подмосковных деревень. Иконостас собрал художник-реставратор Вячеслав Андреевич Рыбаков из частей, которые удалось найти в недействующих храмах.

В 1959 году в храме был устроен приставной престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1960 году поселок Бирюлёво вошел в состав города Москвы. В 1977 году был завершен проект застройки микрорайона Бирюлёво-Западное. При осуществлении этого проекта, действовавшее Бирюлевское кладбище было варварски уничтожено…

 

Вспоминает прихожанин Бирюлевского храма, Д. М. Утенков: «В Бирюлево живу уже 35 лет. Настоятеля Василия (Моисеева), который строил храм, знал лично. Уничтожение сельского Бирюлевского кладбища, которое было при храме и развернувшееся строительство происходило на наших глазах. После официального объявления о ликвидации погоста, родственники усопших поспешили перезахоронить останки своих близких, но очень много могил осталось невостребованными, так как ликвидация проходила таким ускоренным темпом, что не всем вовремя смогли об этом сообщить. Останки складывали в такие маленькие, словно игрушечные гробы и вывозили для перезахоронения. При вскрытии могил было обнаружено очень много нетленных останков. Чьи именно они были, неизвестно, но это вызвало у всех  большое удивление. Были вырыты огромные котлованы, много костей тогда  лежало на поверхности земли… Кладбищенские деревья, был приказ, сохранить, что неукоснительно выполнили. Те деревья, которые в процессе роста вросли в могильные ограждения, аккуратно освобождали, вырезая ограды по частям. И по сей день, в стволах старых оплывших деревьев можно увидеть следы прежних оград».

 

Надмогильные деревья образовали рощу, часть которой оказалась внутри многоэтажной жилой застройки. Там же, среди уцелевших могильных деревьев сохранилась и Никольская церковь, а несколько дорогих могил оказались за оградой на проходном месте. Останки схимонахини Серафимы, отца Николая (Перехвальского), других священнослужителей и некоторых прихожан были перезахоронены на территории церкви.

 

По мнению о. Константина (Кобелева) именно матушка Серафима – создательница нового храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево: «Батюшка, отец Василий (Моисеев), еще был молодым священником, пришел к ней (незадолго до её смерти), она ему предсказала, что он будет строить храм... А какие храмы в то время, когда наоборот только все уничтожалось или закрывалось. И вот то, что она ему предсказала, конечно, на него повлияло сильно. Иначе, как бы он решился сам, без такого благословения приступить к строительству в то время, когда все священники находились под жестким контролем соответствующих органов и такая инициатива могла кончиться для него очень плачевно. За все 70 лет советской власти по всей стране было построено только сто храмов. Причем это не считая тех, которые были открыты на оккупированных территориях». А вот он имел такую веру. Помолился, сходил к ней на могилу и дерзнул приступить к строительству. И дальше все у него спорилось и получалось чудесным образом».

«Отец Василий как-то упоминал, а  люди так рассказывали, –  вспоминает Архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, – что у отца Василия с отцом Николаем были некоторые сложности во взаимоотношениях. Когда они, по-видимому, перешли в довольно большую плоскость противостояний, он посчитал нужным пойти к матушке Серафиме и испросить ее благословения как лучше поступить: «уйти…? «Уйди и сотвори благо». На что матушка ему сказала: «Потерпи. Вот настоятель скончается, сорок дней не пройдет, храм сгорит, а тебе новый придется строить».

И действительно еще и сорока дней по кончине о. Николая не минуло. То ли девятый, то ли двадцатый день был, во время поминовения кто-то прибежал и говорит: «Церковь горит!» Прибежали, а она уже вся объята пламенем. Все сгорело, даже колокола которые были, расплавились. Если когда вот раскопки будут делать, думаю, что они там найдут расплавленные медь с оловом, из чего тогда колокола делали. Если бы у нас в то время были современные средства, чтобы записать дословный рассказ очевидцев и участников тех событий. Он был бы очень интересный, не хуже бы Серафимо-Дивеевской летописи. Может, конечно, не в таком объеме как святитель Серафим написал, поменьше, но, во всяком случае, очень увлекательный…»

 

Приведем цитату из книги «Православные подвижницы двадцатого столетия»:

«Сам факт того, что прихожане сгоревшего храма в годы богоборческого лихолетья не дали уничтожить приход, сумели противостоять изощрённым методам властей – является чудом Господним».

 

Схимонахиня Серафима Ушакова (Бирюлёвская), чье имя неразрывно связано с историей храма Святителя Николая Чудотворца Мирликийского,  как во время земной жизни, так и после своей блаженной кончины не оставляет всех чтущих её, прибегающих  за помощью и утешением.

«Матушка в нашем храме живая никогда не была», – говорил отец Николай (Перехвальский), но вполне исполнилось ее желание быть похороненной возле Никольского храма. Духовная связь с нею непрерывна! Велико молитвенное ходатайство схимонахини Серафимы перед Господом за православных людей, проживающих в Бирюлево, а возвращение такой святыни, как частица гроба схимонахини Серафимы – видимый знак того, что Божие благословение и ее молитвенное предстательство перед Богом за всех особенно ощутимо!

 

 

 По сей день  к старице Серафиме на могилку приходят верующие люди: одни просят о помощи, другие приходят за советом, просят благословения, третьи благодарят за исцеление, быструю помощь в сложных жизненных обстоятельствах».

 

Схимонахиня Серафима, моли Бога о нас!

 

 

 

 

 

 

 



i Два района Южного округа: Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное получили свои названия по деревне Бирюлево. В свое время по поводу происхождения этого названия было высказано несколько версий, одна из которых производит его от бирюлек – игрушек, которые якобы делали здесь. Но в действительности своим именем Бирюлево обязано роду мелких служилых людей Бирилевых. Это подтверждается и тем, что в XVII в. оно называлось Бирилевом. Первыми документально известными владельцами деревни являлись Плещеевы. Судя по писцовой книге 1627 г., деревня Бирилево, Расловлово тож, на речке Сухой Городенке (так, очевидно, называлась в своих верховьях не вобравшая еще в себя притоки река Городня), находилась в поместье за Иваном Васильевичем Плещеевым, которому досталась после отца и дяди. Тогда она состояла из двора помещика, в котором жили приказчик и «деловые» люди, и одного двора бобылей. В 1646 г. при следующем владельце - Алексее Андреевиче Плещееве здесь зафиксировано уже семь крестьянских дворов и 13 человек. В 1709 г. сельцом «Бирюлево, Рослово тож, на речке Сухой Гороженке (в других документах встречаются еще названия Сухая Гребенка, Сухая Саржа. - Авт.), по левую сторону Болшие Серпуховские дороги» владели стольники Алексей Львович и Иван Никифорович Плещеевы. В собственности у каждого было по двору вотчинника, где жили их «деловые» люди. Здесь же находились: крестьянский двор с 5 душами, принадлежавший первому, и два крестьянских двора с 6 душами, находившиеся в собственности другого владельца. По данным Генерального межевания, сельцо Бирюлево, с 74 душами мужского пола, располагавшееся на правом берегу речки, принадлежало лейб-гвардии секунд-майору Петру Алексеевичу Татищеву (известному масону) и поручику Александру Алексеевичу Плещееву. Источник: http://www.moiraion.ru/razdel-raion/birjulevo-vost.htm

ii Церковная деятельность Императора Николая II была весьма широкой и охватывала все стороны церковной жизни. В Его царствование Россия продолжала украшаться обителями и церквами. С 1894 - 1912 гг. было открыто 211 новых мужских и женских монастырей и 7546 новых церквей, не считая большого числа новых часовен и молитвенных домов... В книге «Император Николай II, как человек сильной воли» церковный историк Алферьев Евгений Евлампиевич (1908—1986 гг.) отмечает: «Среди огромных заслуг Императора Николая II-го в самых различных областях государственной жизни, видное место занимают Его исключительные заслуги в церковной деятельности... С 1896 года по 1916 год, т. е. за двадцать лет царствования Императора Николая II, Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств... Первым был прославлен в 1896 г. святитель Феодосий Углицкий. В 1897 г. было установлено местное празднование свмч. Исидора и с ним 72 мучеников в г. Юрьеве Ливонском, латинянами утопленных (1472 г.), а в начале XX века – празднование преп. Иова Почаевского.1903 год ознаменовался великими церковными торжествами по случаю прославления преп. Серафима Саровского Чудотворца... 12 июня 1909 г. состоялось восстановление празднества св. Княгини Анны Кашинской (супруги св. Вел. Кн. Михаила Ярославича Тверского, замученного в Орде 22 ноября 1318 года, правнука Всеволода Большого Гнезда)...  Обретение мощей св. Княгини Анны Кашинской произошло 28 июля 1649 года. 12 июня 1650 г. мощи святой были перенесены, в присутствии Царя Алексея Михайловича, в Кашинский Вознесенский собор. Однако, по почину Патриарха Иоакима, третьего преемника Патриарха Никона, Соборы 1677 и 1678 гг. постановили «празднования Ей не творити»... Через 260 лет, в царствование Императора Николая II, торжество восстановления празднования св. Анны Кашинской происходило в г. Кашине в православном Успенском соборе по единоверческому чину ... 4 сентября 1911 г., в присутствии Вел. Кн. Елисаветы Феодоровны и Вел. Кн. Константина Константиновича, совершено было прославление мощей святителя Иоасафа Белгородского... В 1911 г. было восстановлено церковное почитание преп. Евфросина Синозерского. Это был в царствование Императора Николая II второй случай - после св. Кн. Анны Кашинской - вторичного прославления святого, ошибочно исключенного из сонма Русских Святых во время реформ, предпринятых Патриархом Никоном в XVII веке... 17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея России... 28 июля 1914 г. состоялось прославление свт. Питирима, Епископа Тамбовского. Во время Великой Войны, 10 июня 1916 года, Митрополит Макарий Московский совершил прославление мощей святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского...» © журнал "Русский инок", Джорданвилль, США. Е. Е. Алферьев «Император Николай II как человек сильной     воли». http://www.russian-inok.org/books/nikolay2.html

 

iii Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском (храм построен в 1722 году), сохранился, приходской общине его передали в 1991 г. в полуразрушенном состоянии, находится близ ст. Покровская Курской железной дороги.

 

  iv Кладбище в селе возникло 1917-23 годах (до этого времени жители хоронили своих родственников на Покровском кладбище).

v Памяти священника иерея Василия Конардова († 1937) пострадавшего в Бутове за веру и Церковь Христову на странице 43. Упоминание об отце Василии есть в расстрельных списках : Дело № 139066.

1) Собор Новомучеников и Исповедников Российских, в Бутове пострадавших (полный список пострадавших за веру Христову и Церковь в Бутове. Данные на 07.05.03 г.) 2) Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М. Международное Историко-Просветительское Правозащитное и Благотворительное Общество; 3) База данных "Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 гг." Проект осуществляется Мемориальным центром "Бутово" при финансовой поддержке РГНФ (проект № 06-01-12140в).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 г. храмом святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, выпущен месяцеслов-синодик «Русская Голгофа». Среди имен убиенных, пострадавших в Бутове за веру и Церковь Христову на страницах 45 и 101, есть упоминание: священник Василий – Конардов Василий Михайлович (1891 – 11.12.1937). Московская область, поселок при ст. Бирюлево, храм свт. Николая.

В Книге Памяти «Жертвы коммунистического террора в СССР» есть упоминание:

Конардов Василий Михайлович: 1891 года рождения. Место рождения: Московская обл., Можайский р-н, с. Волынщино; русский; образование: среднее (духовная семинария); б/п; священник церкви в пос. при ст. Бирюлево; место проживания: Московская обл., пос. при ст. Бирюлево. Арест: 28.11.1937. Осужд. 01.12.1937 тройка при УНКВД СССР по Московской обл.. Обв. резкой контрреволюционной агитации, угрозах расправы над коммунистами и активной антисоветской пропаганде. Расстрел 11.12.1937. Место расстрела: Москва. Реабилитация июнь 1989. Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон. Ссылки на источники при написании очерка: Газета «По Ярославке» № 38, 8 октября 2004 г. Н.Е. Емельянов «Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы)».

vi По материалам  Благотворительного фонда "Русское Православие": Александро-Невский храм был закрыт в 1924 году. Взамен него по благословению св. Тихона, Патриарха Всероссийского, на территории Бирюлевского кладбища за одну неделю был построен деревянный храм свт. Николая, который в марте 1956 г. сгорел.

 

   vii  Митрофорный протоиерей, настоятель храма с начала 1940-х гг. до дня своей кончины.  (17.2.1870 (ст.ст.) - 11.2.1956†).

 

   viii  Отец Николай Перехвальский  скончался 11 февраля 1956 г., менее чем за месяц до пожара, уничтожившего старую церковь, от инфаркта миокарда, и был погребён при церкви; при ликвидации кладбища могила его и Елизаветы Николаевны была перенесена к новой церкви в числе пяти разрешённых к оставлению могил (справа от могилы схимонахини Серафимы).  

 

ix Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью явилось Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года, которое призвало Министерство просвещения, комсомол, профсоюзы развернуть беспощадную борьбу с религией». Методы борьбы почти не отличались от методов 30-х годов. Священнослужителей, особо почитаемых в народе, старались перевести в отдаленные приходы, бывали случаи, когда пастырей переводили с прихода на приход несколько раз. Представители власти могли лишить регистрации любого приходского священника, а затем под разными предлогами отказывали в регистрации новому священнику. Если приход оставался без священника и служб более шести месяцев, его закрывали как не действующий. (Священникам из других храмов обслуживать такой храм запрещалось: «человек должен работать там, где прописан». Если находились священнослужители, желающие переехать и прописаться рядом с храмом, им отказывали в прописке). Нередко пожарная инспекция могла запретить пользоваться храмом, требовали провести генеральный ремонт. В тех случаях, когда бедному приходу не хватало средств на ремонт, решающую роль играл запрет на использование средств «со стороны» благополучных приходов или со стороны епархии... ( В результате всех этих мер, количество православных церквей к восьмидесятым годам сократилось вдвое). Источник: С.Девятова «Православные подвижницы двадцатого столетия»

 

x С той поры минуло немало лет… Духовенство, и прихожане бережно хранят воспоминания об особых памятных датах связанных с Никольским храмом. Три архиерейские службы за эти годы:

 

В 1969 году митрополита Крутицкого Питирима; в 1971 году митрополита Крутицкого Пимена (впоследствии Патриарха)  и в 1973 году митрополита Крутицкого Серафима.

22 декабря 1982 года литургию в храме совершил митрополит Талинский Алексий (впоследствии Патриарх), за богослужением пел хор учащихся Московской Духовной семинарии.

22 декабря 1987 года в праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», клир и прихожане отметили 30-летие со дня освящения Никольского храма. Праздничное богослужение совершил архиепископ Зарайский Иов в сослужении клириков Московских храмов, ектинии возглашал архидиакон Стефан Гавшев.

22 декабря 1997 Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную Литургию в день 40-летия освящения нашего храма.

24 октября 1999 в десятую годовщину кончины настоятеля нашего храма протоиерея Василия Моисеева (1914 – 24.10.1989) архиепископ Истринский Арсений совершал Божественную Литургию и панихиду на могиле приснопоминаемого священника.

24 декабря 2000 года архиепископ Арсений совершил в нашем храме Литургию и наградил протоирея Алексия Байкова в связи с 45-летием священнического служения в нашем храме правом совершения Божественной Литургии при открытых Царских вратах до Херувимской песни в соответствии с указом Патриарха.

 

Сайт управляется системой uCoz